Главная Авиамодельный клуб « Витязь» Авиамодельный клуб « Витязь» Ценность самовыражения и личностного роста учащихся на примере авиамодельного спорта.
Ценность самовыражения и личностного роста учащихся на примере авиамодельного спорта. PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
24.11.2016 05:02

Изменения в жизни общества предъявляют новые требования к образовательным учреждениям всех видов и типов. В связи с этим дополнительное образование сегодня становится значимым фактором воспитания, самоопределения и самореализации ребенка.

Одним из основных векторов развития Центра детского творчества в свете Федеральной целевой Программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, является развитие научно-технического творчества1 (ссылка 1).

Чтобы понять проблему сохранения и развития технического направления в Центре детского творчества города Шимановска рассмотрим два аспекта:

1. Что представляет собой техническое образование в учреждении?

2. Как сохранить и развивать техническое направление?

Техническое образование в МОАУ ДО ЦДТ города Шимановска представлено

двумя направленностями: спортивно технической - авиамодельный клуб «Витязь», научно-технической - аэрокосмический кружок, клуб стендового моделизма, творческая мастерская по художественной обработке древесины.

Количественный показатель обучающихся составляет 88 человек – это 8,5% от общего количества обучающихся ЦДТ.

Пройдя процесс оптимизации сети учреждений дополнительного образования, очень сложно в современных условиях сохранить технические виды деятельности.

Одной из острых проблем стала оптимизация в Амурской области областных центров дополнительного образования2 (ссылка 2). Педагоги дополнительного образования, руководители, обучающиеся утратили возможность практического общения друг с другом, обмена опытом работы.

Второй не менее острой проблемой является недостаточное финансирование. Данный вид деятельности требует постоянных финансовых вложений и не способен оказывать населению платные услуги в отличие от других направленностей.

Не менее важной проблемой сохранения технического творчества являются педагогические кадры. Очень трудно привлечь молодых специалистов, так как специфика педагогической деятельности в дополнительном образовании – это, прежде всего, увлеченность самого педагога.

Сохранение и развитие технического творчества – важное направление деятельности педагогического коллектива Учреждения. Услуги дополнительного образования, в том числе техническое творчество, оказываемые Центром детского творчества, остаются открытыми и доступными для всех категорий семей. Занятия проводятся на бесплатной основе. Но тем не менее участие в соревнованиях, создание моделей самолетов, участвующих в соревнованиях, невозможны без материальных вложений родителей.

Особой популярностью среди подростков города пользуется авиамодельный клуб «Витязь», функционирующий с 1996 года. Деятельность клуба направлена на обучение детей построению действующих моделей самолётов и формированию умения управлять этими моделями. С первых дней его существования и по настоящее время неизменным руководителем клуба является Толстухин Михаил Сергеевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, отличник физической культуры и спорта, победитель городского конкурса «Лучший педагог дополнительного образования», лауреат конкурса «Имя города Шимановска-2016».

Занятия в клубе ведутся по дополнительной авторской общеобразовательной программе «Спортивное авиамоделирование». Отвечая требованиям Федеральной целевой Программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, программа дифференцирована по уровням обучения: ознакомительный, углубленный, предпрофильный. Учебные группы сформированы по ступеням обучения: начальное авиамоделирование (ознакомительный уровень обучения), 1 и 2 ступени – основное обучение (углубленный уровень), и завершающая ступень обучения - группа спортивного совершенствования (предпрофильный уровень), для обучающихся, имеющих положительный опыт участия в соревнованиях различного уровня, успешно прошедших обучение 1-й и 2-й ступеней и занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

По запросу населения, с 2014 года стать членами клуба могут дети с 8 до 18 лет.

Занятия авиамодельным спортом решают проблему занятости подростков, в том числе, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей группы риска. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Обучающиеся авиамодельного клуба приобретают навыки исследовательской и проектной работы, участвуя в научно-практических конференциях городского, областного, всероссийского уровней. При изготовлении моделей самолетов обучающиеся знакомятся с решением вопросов метеорологии, аэродинамики, у них нарабатывается опыт инженерного подхода к решению встречающихся проблем. В процессе построения модели самолета обучающиеся изучают различные методики обработки материалов: дерева, металлов, пластика, устройство двигателей, а также приобретают навыки работы с различными столярными и слесарными инструментами, осваивают токарный, сверлильный станки. Все это, несомненно, пригодится не только на соревнованиях, но и в обычной жизни.

Центр детского творчества – это открытая образовательная площадка по пропаганде гражданско-патриотического воспитания для всех общеобразовательных учреждений города. Для укрепления и развития связей в вопросах интеграции общего и дополнительного образования, активно развивается сотрудничество с общеобразовательными школами в рамках функционирования межшкольного аэрокосмического класса3(ссылка 3).

Впервые в 2015-2016 учебном году организованы соревнования городского уровня для школьников города по бумажным моделям самолетов.

С 2014 года в период летней оздоровительной кампании проводится городская профильная смена «Технодром» для детей, увлекающихся авиамодельным спортом.

Выполняя муниципальное задание, одним из показателей деятельности Учреждения являются не только количественные показатели (наполняемость), но и качественные.

Обучающиеся авиамодельного клуба «Витязь» - активные участники областных соревнований, соревнований Дальневосточного округа и Сибири.

На протяжении 16 лет, на базе Центра детского творчества проводятся областные соревнования по авиамодельному спорту «Золотая осень», которые сегодня являются единственными соревнованиями областного уровня. С каждым годом соревнования становятся более привлекательными не только для детей, но и для взрослого населения. Поддерживая и пропагандируя авиамодельный спорт, спортсмены –авиамоделисты и любители - авиамоделисты Амурской области, Приморского и Хабаровского края: Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Спасск-Дальний проводят в рамках детских соревнований, показательные выступления.

За последние 5 лет обучающиеся авиамодельного клуба заняли 172 призовых места, из них 145 - личные результаты, 27 – командные. Высокий уровень подготовки ребят позволяет им становиться участниками Всероссийских и Международных тематических смен в Детских центрах «Океан», «Орленок», «Артек». Смены - «Наука. Техника. Прогресс», «Грани мастерства», «Тихоокеанская проектная школа», «Другая школа». Впервые в октябре 2015 года Боешко Антон представлял город Шимановск в составе делегации Амурской области на Всероссийском форуме одаренных детей «Будущие интеллектуальные лидеры России» в г. Ярославле с проектом «Экраноплан» по выбранному направлению – кластеру «Энергия техники». В рамках форума Антон имел возможность пообщаться с известными космонавтами Сергеем Крикалёвым и Валентиной Терешковой.

В городе Шимановске дополнительное образование детей в МОАУ ДО ЦДТ является одним из приоритетных направлений образования. Приобретение ракетомодельного оборудования позволило открыть в 2015 году новое актуальное направление в Амурской области – ракетомодельный кружок, в котором имеют возможность обучаться воспитанники городского аэрокосмического класса, а также все желающие. Учитывая близкое соседство с космодромом «Восточный», обучающиеся авиа и ракетомодельного клубов являются участниками мероприятий, проводимых на базе космодрома. Реализация общеразвивающей программы по ракетомоделированию способствует профессиональной ориентации школьников, привлечению и занятости обучающихся среднего и старшего школьного возраста, обучению новым технологиям, интеграции дополнительного и общего образования в городе4(ссылка 4).

Авиамоделизм - прекрасная стартовая площадка для профессиональной ориентации и подготовки учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Подтверждение тому - выпускники клуба - неоднократные чемпионы Амурской области и Дальнего Востока по авиамодельному спорту. Многие из них после завершения обучения связали свою судьбу с авиацией: Толпыгин Иван – начальник технико-эксплуатационной части аэродрома «Чкаловский» Московской области, Озеров Тимур - выпускник Омского летно-технического колледжа Гражданской авиации и ныне пилот вертолета Ми-8; Кривко Артём, Трифонов Антон выпускники Московского авиационного университета. Многие из них занимаются авиамодельным спортом и сегодня, специально приезжая один раз в год на соревнования, представляя родной город, свою команду. Ребята проводят отличные, увлекательные мастер классы для всех желающих.

Высокие результаты ребят, не остаются незамеченными – это поощрение бесплатными путевками во Всероссийские детские центры «Океан», «Орленок», «Артек», награждение премией мэра города по итогам работы за год.

Ценность вышеназванных направлений деятельности в самовыражении и личностном росте обучающихся. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, один из аспектов персонализации дополнительного образования - тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию. Главная составляющая процесса обучения - самостоятельное изготовление модели самолета от изготовления чертежа до успешного запуска модели на соревнованиях, защита собственного проекта на научно-практических конференциях, увлеченность и, как следствие – выбор профессии.

Ссылка 1

Федеральная целевая Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:

«Основные направления реализации программы (2016-2018гг.)... Организация деятельности в субъектах РФ стажировочных площадок «развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей». Создание программ поддержки направлений технического творчества детей на уровне субъектов РФ, в том числе затратных, как например «робототехника».»

Ссылка 2

Федеральная целевая Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:

«Целевые индикаторы развития системы дополнительного образования: 1. Количество центров детского технического творчества (инженерное конструирование, нанотохнологии, робототехника и т.д.) для вовлечения детей в области знаний по естественно-научным и техническим специальностям.

Социально-экономическая эффективность инновационного развития программы: формирование мотивации детей и молодежи к участию в реализации современных программ ДОД пор приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования, повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию...»

Ссылка 3

Концепция развития дополнительного образования детей:

«Цели Концепции: Интеграция общего и дополнительного образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом. Создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта...»

Ссылка 4

Федеральная целевая Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:

«Основные направления реализации программы (2019-2020гг.)...1.1. Появление качественного программно-методического продукта для вариативных направлений (художественное дополнительное образование, физкультурно-

оздоровительная и спортивно-массовая работа, эколого-биологическое образование, туристско-краеведческая работа, техническое творчество учащихся, социально-проектное творчество), интересов детей, уровней освоения программ, реализуемых в системе дополнительного образования детей.».

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей.

2. Федеральная целевая Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Шутова Ирина Александровна,

директор муниципального образовательного автономного

учреждения дополнительного образования

«Центр детского творчества города Шимановска»

 

Баннеры

Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

Я - лауреат декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Золотое рукоделие»